Фестиваль презентаций учебных проектов

 

 

Старославянизмы в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк»

Белоусова М.

Гимназия № 14 г. Волгограда Руководитель: Шкварковская Е. Ю.


Вопрос о старославянизмах в допушкинской эпохе оставался нерешенным, поэтому отношение Александра Сергеевича к речевым средствам церковно-книжного происхождения представляет большой интерес как для понимания самих закономерностей развития русского языка, так и для понимания творчества поэта в целом. Исходя из этого, предметом нашего исследования стали старославянизмы в лирике А. С. Пушкина (на примере стихотворения «Пророк»). В результате работы мы пришли к следующим выводам: 1) Поэтическая речь всего стихотворения выдержана в суровом, сдержанном, возвышенно-ораторском тоне, несмотря на архаический образ пророка, оно обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность. 2) Отличительными признаками «Пророка» являются, во-первых, архаизмы и славянизмы, во-вторых, особая конструкция фразы (преобладают фразы-инверсии) и, в-третьих, синтаксический параллелизм с многократным повторением союза «и». 3) В данном произведении следует различать три группы старославянизмов: первую составляют славянские слова того же корня, словообразовательной структуры и первоначально прямого, номинативного, значения, что и соответствующие исконно русские, например: брег «берег »; вторую образуют специфические новообразования старославянского языка. Их не было в общеславянском языке; среди них немало лексических единиц, созданных для передачи соответствующих греческих слов. В качестве иллюстрации можно назвать истину «правду»; к третьей относятся семантические старославянизмы, т. е. общеславянские по времени появления слова, получившие в старославянском языке особые значения и с этими значениями вошедшие в древнерусский язык, таковы слова Бог, грех в их современных значениях «богатый», «огрех». 4) Заслуга А. С. Пушкина в том, что он создал систему одного стиля единого языка как общелитературной нормы, преодолев при этом стилистическое однообразие, условность литературной речи. 5) За речевыми средствами церковно-славянского происхождения лирик закрепил весьма разнообразные стилистические функции. Одна из основных -это функция приподнято-торжественного повествования. 6) «Пророк» написан в возвышенно-ораторском тоне, овеян ореолом давности, торжественности, величия, его «слова» говорят, как поэт Пушкин увидел предназначение поэта в том, чтобы быть Словом, объединяющим в себе художественный образ и дар пророчества. Вполне понятным является обострённый, жадный интерес к языковому мастерству Пушкина в наши дни, когда вопросы культуры речи приобрели такое большое общественное значение, когда борьба за хороший, чистый действительно народный язык становится знаменем культуры.


Способы создания юмористического и сатирического повествования (на примере произведений Н. В. Гоголя и сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Имена персонажей в пьесах А. Н. Островского

Мистическое и вечное в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Старославянизмы в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк»

Старая новая баллада

Когда умирали ради жизни…

Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

Мультимедийное Приложение к учебнику литературы (по программе за 9 класс) Тезисы

Мультимедийное Приложение к учебнику литературы (по программе за 9 класс)

Жизнь и творчество Игоря Северянина

Поэты серебряного века

Мультимедийное Приложение к учебнику литературы (по программе за 9 класс)

Мысль семейная в жизни и творчестве Л. Н. Толстого

Поставьте памятник деревне! (Образ деревни в рассказе И. Бунина и Б. Екимова)

Родословная Пушкина

Анна Андреевна Ахматова

Биография и творчество В. В. Маяковского

«Пушкин — наше всё… Пушкин — живая мера и гармония»

Жизнь и творчество И. А. Бунина

Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить»

Учебный сайт о великих русских писателях

Использование историкобытового и лингвистического комментария в процессе изучения биографии М. А. Шолохова и романа-эпопеи «Тихий Дон»