Фестиваль презентаций учебных проектов

 

 

Имена персонажей в пьесах А. Н. Островского

Азнаурова Я., Смолянская О.

МОУ лицей № 8 «Олимпия» Руководитель: Голембовская Н. Г.


Антропонимы (имена собственные, обозначающие человека) играют большую роль в жизни людей. Антропонимике уделяют внимание представители разных научных дисциплин: истории, географии, этнографии, психологии. Но в первую очередь личные имена собственные становятся одним из важнейших объектов изучения филологовлингвистов и литературоведов. При изучении творчества писателя, драматурга основное внимание принято уделять идейно-тематической направленности произведений, их нравственным ценностям, новизне и некоторым особенностям языка. Конечно, личное имя не может дать полное представление об образе, но оно может отражать основные качества его носителя. А. Н. Островский удивительно умел находить как раз такие имена, отчества и фамилии для своих героев, которые для них настолько органичны и естественны, что представляются единственно возможными. Имя у драматурга как бы сливается с тем, кому оно дано. Поэтому исследователям творчества А. Н. Островского следует обращаться к антропонимике, чтобы полнее и глубже представить систему образов произведений драматурга. Целью данной работы является исследование семантики имен собственных в пьесах А. Н. Островского. Эта тема углубляет знания по русскому языку и вполне соответствует по содержанию учебному курсу, который существовал в гимназиях Царской России, — «русской словесности». Для реализации поставленной цели исследования мы сформулировали три основные задачи: 1) установить внутреннюю логику в выборе автором имени своего персонажа; 2) определить, следовал ли А. Н. Островский традициям в выборе имени собственного; 3) соответствие имени собственного характеристики персонажа. Предметом исследования стали имена собственные самых известных произведений А.Н.Островского «Гроза», «Бесприданница», «Бедность не порок», «Пучина», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и другие. Актуальность исследования заключается в следующем: в необходимости более полного и глубокого анализа творческого наследия драматурга в гуманитарных классах, в создании базы данных по антропонимике в творчестве А. Н. Островского, в более глубоком толковании имени литературного персонажа. Например, используется не только перевод имени на русский язык, но и поиск ассоциаций (зрительной, звуковой, образной), которую несет в себе это имя. Новизна исследования состоит в том, что в основу фактического материала исследования положены небольшие практические блиц-работы по творчеству А. Н. Островского учащихся 10-х классов; авторы использовали нетрадиционные аспекты анализа. Практическая значимость исследовательской работы велика: 1) проект может быть использован на уроках литературы при изучении творчества А. Н. Островского: материал по ономастике дополнит характеристику действующих лиц; 2) проект может быть использован также при проведении факультативных занятий по русскому языку, спецкурсов в качестве дополнительного материала.


Способы создания юмористического и сатирического повествования (на примере произведений Н. В. Гоголя и сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Имена персонажей в пьесах А. Н. Островского

Мистическое и вечное в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Старославянизмы в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк»

Старая новая баллада

Когда умирали ради жизни…

Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

Мультимедийное Приложение к учебнику литературы (по программе за 9 класс) Тезисы

Мультимедийное Приложение к учебнику литературы (по программе за 9 класс)

Жизнь и творчество Игоря Северянина

Поэты серебряного века

Мультимедийное Приложение к учебнику литературы (по программе за 9 класс)

Мысль семейная в жизни и творчестве Л. Н. Толстого

Поставьте памятник деревне! (Образ деревни в рассказе И. Бунина и Б. Екимова)

Родословная Пушкина

Анна Андреевна Ахматова

Биография и творчество В. В. Маяковского

«Пушкин — наше всё… Пушкин — живая мера и гармония»

Жизнь и творчество И. А. Бунина

Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить»

Учебный сайт о великих русских писателях

Использование историкобытового и лингвистического комментария в процессе изучения биографии М. А. Шолохова и романа-эпопеи «Тихий Дон»