Фестиваль презентаций учебных проектов

 

 

Способы создания юмористического и сатирического повествования (на примере произведений Н. В. Гоголя и сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Азнауров Д.

МОУ лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда Руководитель: Лалаева Д. И., учитель русского языка и литературы


Учебно-познавательный проект с мультимедийной поддержкой Актуальность данного проекта видится нам в необходимости активизации у учащихся познавательного интереса к творчеству Н. В. Гоголя и М. Е. СалтыковаЩедрина. Глубже понять и принять творчество этих писателей поможет, на наш взгляд, знакомство с их произведениями сквозь призму языковой и художественной ткани текстов. Такие выразительные средства, или фигуры речи, как гипербола, гротеск, эффект неожиданности, используемые авторами в целях создания юмористического фона (Н. В. Гоголь) и сатирического повествования (М. Е. Салтыков- Щедрин), особенно иллюстративны, показательны в произведениях этих писателей. Углубленное знакомство с литературными терминами, а также понятиями юмора, сатиры и сарказма будет способствовать совершенствованию у учащихся литературоведческой компетенции. А умело подобранные фото- и видеоряды значительно облегчат восприятие и анализ текстов. Объектом исследования являются художественные особенности произведений Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина, а предметом выступают лишь те из них, которые служат средством создания юмористической и сатирической тональности. Цель проекта: выявить, определить и продемонстрировать способы создания юмористического и сатирического повествования. В задачи проекта входят: отбор произведений для анализа; изучение выбранных текстов на предмет обнаружения в них таких художественных средств, которые способствуют созданию юмористического и сатирического тона; работа с литературоведческими понятиями и терминами; выработка критериев разграничения гиперболы и гротеска, юмора и сатиры; выделение наиболее ярких и иллюстративных примеров; подбор фото- и (или) видеосопровождения. Материалом для анализа послужили рассказ «Заколдованное место», повесть «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя и сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина.


Способы создания юмористического и сатирического повествования (на примере произведений Н. В. Гоголя и сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Имена персонажей в пьесах А. Н. Островского

Мистическое и вечное в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Старославянизмы в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк»

Старая новая баллада

Когда умирали ради жизни…

Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

Мультимедийное Приложение к учебнику литературы (по программе за 9 класс) Тезисы

Мультимедийное Приложение к учебнику литературы (по программе за 9 класс)

Жизнь и творчество Игоря Северянина

Поэты серебряного века

Мультимедийное Приложение к учебнику литературы (по программе за 9 класс)

Мысль семейная в жизни и творчестве Л. Н. Толстого

Поставьте памятник деревне! (Образ деревни в рассказе И. Бунина и Б. Екимова)

Родословная Пушкина

Анна Андреевна Ахматова

Биография и творчество В. В. Маяковского

«Пушкин — наше всё… Пушкин — живая мера и гармония»

Жизнь и творчество И. А. Бунина

Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить»

Учебный сайт о великих русских писателях

Использование историкобытового и лингвистического комментария в процессе изучения биографии М. А. Шолохова и романа-эпопеи «Тихий Дон»