Способы создания юмористического и сатирического повествования (на примере произведений Н. В. Гоголя и сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина)Азнауров Д. МОУ лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда
Руководитель: Лалаева Д. И.,
учитель русского языка и литературы
Учебно-познавательный проект
с мультимедийной поддержкой
Актуальность данного проекта видится нам в необходимости
активизации у учащихся познавательного
интереса к творчеству Н. В. Гоголя и М. Е. СалтыковаЩедрина.
Глубже понять и принять творчество этих писателей
поможет, на наш взгляд, знакомство с их произведениями
сквозь призму языковой и художественной ткани
текстов. Такие выразительные средства, или фигуры речи,
как гипербола, гротеск, эффект неожиданности, используемые
авторами в целях создания юмористического фона
(Н. В. Гоголь) и сатирического повествования (М. Е. Салтыков-
Щедрин), особенно иллюстративны, показательны
в произведениях этих писателей. Углубленное знакомство
с литературными терминами, а также понятиями юмора,
сатиры и сарказма будет способствовать совершенствованию
у учащихся литературоведческой компетенции. А умело
подобранные фото- и видеоряды значительно облегчат
восприятие и анализ текстов.
Объектом исследования являются художественные
особенности произведений Н. В. Гоголя и М. Е.
Салтыкова-Щедрина, а предметом выступают лишь те
из них, которые служат средством создания юмористической
и сатирической тональности.
Цель проекта: выявить, определить и продемонстрировать
способы создания юмористического и сатирического
повествования.
В задачи проекта входят: отбор произведений для анализа;
изучение выбранных текстов на предмет обнаружения
в них таких художественных средств, которые способствуют
созданию юмористического и сатирического тона; работа с
литературоведческими понятиями и терминами; выработка
критериев разграничения гиперболы и гротеска, юмора и
сатиры; выделение наиболее ярких и иллюстративных
примеров; подбор фото- и (или) видеосопровождения.
Материалом для анализа послужили рассказ «Заколдованное
место», повесть «Ночь перед Рождеством» Н.
В. Гоголя и сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Способы создания юмористического и сатирического повествования (на примере произведений Н. В. Гоголя и сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина) Имена персонажей в пьесах А. Н. Островского Мистическое и вечное в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Старославянизмы в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» Старая новая баллада Когда умирали ради жизни… Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание») Мультимедийное Приложение к учебнику литературы (по программе за 9 класс) Тезисы Мультимедийное Приложение к учебнику литературы (по программе за 9 класс) Жизнь и творчество Игоря Северянина Поэты серебряного века Мультимедийное Приложение к учебнику литературы (по программе за 9 класс) Мысль семейная в жизни и творчестве Л. Н. Толстого Поставьте памятник деревне! (Образ деревни в рассказе И. Бунина и Б. Екимова) Родословная Пушкина Анна Андреевна Ахматова Биография и творчество В. В. Маяковского «Пушкин — наше всё… Пушкин — живая мера и гармония» Жизнь и творчество И. А. Бунина Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить» Учебный сайт о великих русских писателях Использование историкобытового и лингвистического комментария в процессе изучения биографии М. А. Шолохова и романа-эпопеи «Тихий Дон» |